ЧТО СВЯТЫЕ ГОВОРЯТ ОБ ОТНОШЕНИИ К ЖИЗНИ, СЕМЬЕ И... КОМПЬЮТЕРАМ Свет приходит по мере того, насколько нам нужен другой. Всё блаженство, весь рай содержатся в нашем сердце, но ключ к ним – это Другой и другие. По мере того, как растёт наша жертва ради нашей любви, растёт и наш свет, растём и мы. Другой и другие в нас – вечный и подлинный рай, потому что и рай небесный есть Другой и другие, соединённые в вечной любви, которая никогда уже не пройдёт. Жена – великое утешение для мужа. И муж – для жены. Библия восхищается доброй женой и мудрым мужем. Если бы жена Иова была добрее, он бы не страдал ни от какой потери и ни от какой болезни. Иов страдал не потому, что он чего-то лишился или заболел, а оттого, что его не любили. И его вопрос – вопрос о том, нужен ли он Богу. Только тот, от кого ждёшь любви, может утешить любящего… Начиная встречаться или вступая в брак, человек сталкивается с одной важной проблемой. Как одновременно любить Бога и близкого (парня, девушку, мужа, жену), но так, чтобы Бог был любим по-настоящему и близкий был любим по-настоящему. Как совместить эти две любви, сделать из них одну, чтобы Бог не был отстранён в нашем сердце, чтобы никто в сердце не стал выше Христа. Один православный человек молился о том, чтобы понять, как это сделать, и ему пришёл ответ. Вспомнились слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И нужно смиренно сказать Богу, что не можем без Него научиться любить так. Нужно попросить, чтобы Он Сам нас научил. И Он за наше покаяние, смирение и доброе желание научит нас обязательно. Научиться этому умению крайне важно, потому что если Христос не будет любовью любящих, они так и не полюбят друг друга по-настоящему, не узнают высоту любви. Когда люди начинают встречаться, их подстерегает ещё одно испытание, которого они чаще всего не замечают. Дело в том, что они замыкаются на себе – и другие им становятся не нужны. Так могут пройти долгие годы. Но это искажение любви, как странно бы это ни звучало. Как правильно отнестись к человеку, чтобы в его жизнь пришли утешение и свет? Для этого надо его полностью полюбить. Тогда он утешится. Но есть ещё и второе. У человека есть своя боль. И мы должны сделать всё для того, чтобы его боль стала радостью и его проблема была решена. Пусть и не совсем сразу решится она, но мы будем другом его души на его пути к свету и Богу. Из практики мы знаем, что очень немногие семьи умеют дарить свою любовь другим. И это болезнь земной любви или, скорее, влюблённости. Это ещё не освящённая любовь или, по крайней мере, не освящённая до конца, хотя семя благодати может быть уже брошено Небом этому союзу. И опосредованно, анализируя сердца подвижников, и непосредственно, по собственному чувству Бога внутри себя и в мире, мы можем сказать о том, как Он видит нас. Зная наши грехи и желая нас исцелить от них, не на грех прежде всего Он смотрит в нас, но на красоту Своего образа в нас. Как говорил Златоуст, любящий и недостатки любимого видит в сиянии благодати. Нас, нас самих, нашу боголикую душу, Им возлюбленную, Он видит в нас. Любимый для любящего всегда неизреченно красив и постоянно драгоценен. Девушкам и парням, ещё не нашедшим своего избранника или избранницу, важно не воспринимать время до брака как время потерянное. Время ожидания чего-либо важного (девушка ждёт, пока ей встретится жених) также не есть время потерянное. Это время, которое Бог даёт нам для духовного роста, в том числе и для того, чтобы мы выросли в ту меру, когда сможем принять от Бога тот дар, которого ждём, и правильно распорядиться им. А ведь хороший брак – это великий дар, и стоит подождать, чтоб созреть для его принятия. Хотя (и это понятно) эту истину понимают лишь те, кто дождался… Какая профессия больше всего подходит христианину? Достоевский говорит, что человеку обязательно должно быть куда пойти: христианину следует быть тем, к кому можно пойти. Святой Иустин Сербский говорит, что жизнь есть рай. Христианин должен быть служителем всем в этом раю. Господь говорит: «Утешайте, утешайте люди Моя». Христианин должен быть утешителем. Настоящая любовь вообще не похожа на страсть, и она часто бывает мирной и тихой, но внутри её ликование о любимом и великая благодарность ему… Как узнать, что любимый человек дорог нам ради Бога, а не сам по себе? Как уберечься от пристрастия? Если мы ощущаем, что многие другие люди нам дороги как этот человек, значит он нам дорог ради Бога… Значит всё идёт правильно. Но это нужно почувствовать сердцем. Однажды знакомый священник о. Никита говорил со старцем Зосимой и сказал, что умом понимает один церковный вопрос и предмет веры, а сердце не отзывается. И старец ответил, чтобы он не пытался сам собой выработать сердечное чувство правоты данного церковного положения. Это было бы неподлинно и надуманно. А нужно (посоветовал он) молиться Господу, чтобы Он помог и Сам дал нам правильно ощущать, верить и любить. Мы сами не можем вразумить наше сердце. Не мы источник подлинного света и подлинной любви. Но когда мы обращаемся к её Источнику, то через нас в мир приходят любовь и свет. Святые отцы и праведники, соблюдая неукоснительную верность Преданию, усваивали сам дух Предания, сам дух святых отцов прежних лет и потому могли говорить о любых вопросах современности и разъяснять, как по-Божьему поступать в новых обстоятельствах. Допустим, один мой знакомый епископ после появления постного мяса и майонеза сказал, что есть их во время поста – это обманывать Бога. Ведь в пост мы не должны искать вкусных заменителей, чтоб нам удобно было поститься. Нужно потерпеть. А когда появились современные компьютеры, старец Иоанн Крестьянкин заметил, что нет греха в самом использовании компьютера, это инструмент, как и нож. Но нож может быть в руке хозяйки, готовящей обед, и в руке разбойника. То есть всё дело в том, с каким намерением и с какой целью мы пользуемся компьютером. Вот его письмо о компьютере: «Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: ‟Без Меня не можете творити ничесоже”. И компьютер – это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: ‟Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною”. Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого – в погибель». И не зря Антоний Великий говорил, что в жизни важнее всего рассудительность. Она помогает поставить на место добродетели, которые без неё оказываются сошедшими с ума. Где же взять эту рассудительность? Древние святые отвечали так: нужно советоваться с теми мудрыми людьми нашей жизни, кто её уже имеет. И постепенно мы научимся понимать, что такое мудрость. Интересно, что такими учителями могут быть не только святые. Паисий Афонский писал, что ими могут быть добрые родители. Феофан Затворник восхищался способностью бабушек давать глубокие советы внучкам.

Теги других блогов: отношения жизнь святые